С детства я очень любила книги. Зачитывалась ими до утра, завороженно бродила вдоль библиотечных полок. Этот сладковатый запах, эти бесконечные миры, спрятанные под корешками…
Книги были (и остались) для меня настоящим сокровищем. И с детства я хотела стать писателем. Авторы казались мне людьми особенными, даже волшебными. А я… что я? Довольно долго казалось, что я недостаточно умна и талантлива, чтобы писать. Но ведь ни один из великих писателей таковым не родился…
Часто в голову приходили интересные сюжеты. Строки стихов пели, складываясь, как мозаика. И я стала записывать свои стихи и рассказы (лет с двенадцати) в тетрадь. Ведь это ни к чему не обязывало! Когда у меня накопился маленький сборник, решила поделиться своим творчеством со сверстниками. И… никто не поверил, что это мои стихи.
Наверное, такое мнение нужно было считать комплиментом. Но тогда было очень обидно. Лишь публикация в местной газете убедила окружающих в моем авторстве.
Одна из тех трудностей, с которыми может столкнуться начинающий автор – вам просто не поверят. Это было очень давно, более двадцати лет назад. Сейчас другие реалии, и любой может разместить свои стихи или прозу в Интернете. Даже под псевдонимом, если стесняется сразу раскрыть свою личность. Это очень удобно для пока не уверенного в себе автора.
«Ни дня без строчки» – изрек в давности историк Плиний Старший. Позже Валентин Катаев добавил, что у писателя должна быть «чугунная задница». Я интересовалась биографиями великих, и главный совет «как стать писателем» был очень прост. Писать. Просто писать как можно чаще. Регулярно выделять в своих делах хотя бы 15 минут, когда вы сможете побыть наедине со своей Музой.
Некоторым нравится писать «вручную», некоторым – использовать компьютер или планшет. Кто-то пишет под громкую музыку, кто-то при полной тишине. Одни ощущают прилив вдохновения в кафе, другие – средь ночи в собственной постели. Нет какого-то единого подхода, все зависит от особенностей личности. Здесь надо пробовать разные методы и смотреть, что вам больше понравится. Главными обстоятельствами при создании произведений являются концентрация и комфорт.
Зачастую автору сильно мешает его собственный перфекционизм. Недостаточное совершенство текста (в глазах автора) тормозит работу. Такая самокритика может отравить душу неуверенностью и очень навредить. Есть простой метод преодоления подобного состояния – принцип «и так сойдет». Я вовсе не призываю вас к безудержной графомании, но этим способом прекрасно преодолевается «творческий затык». Главное – получить в итоге достаточного объема черновик. А к редактированию текста можно вернуться и позже.
Рано или поздно начинающему автору придется столкнуться с критикой, негативными оценками его творчества. И в этом нет ничего особенного. Мой (и не только мой) богатый опыт доказывает, что в основе критики порой лежит всего лишь зависть. Зависть к факту, что кто-то чего-то достиг, смог сделать лучше.
Среди критиков не так много людей, которые просто хотели бы помочь (по крайней мере, я мало видела таких), и, встретив их, вы сразу поймете разницу. Это важно помнить. Научитесь различать в критике (от кого бы она ни исходила): это добрый совет или желание самоутвердиться за ваш счет? Потому что я считаю злобную критику главной опасностью, которая может отбить у начинающего автора желание творить вообще. Относитесь к этому с юмором. «Критиковать – значит объяснять автору, что он делает не так, как делал бы я, если бы умел», – сказал Карел Чапек.
И еще очень важно не сдаваться, когда обстоятельства складываются не вполне удачно. Один молодой писатель долго не мог добиться значимого успеха. И однажды он просто выкинул незаконченную рукопись в урну, решив не дописывать. Но его жена достала смятый черновик и убедила продолжить. Книга была опубликована… и литературные обозреватели обозвали ее «мусором». Тем не менее, писатель продолжил настойчиво творить. Теперь мы знаем его под именем Стивен Кинг.
Поэтому просто регулярно работайте, не обращайте внимания на праздных критиков и не оставляйте своих попыток.
И однажды ваше время придет.